mary.eglantine@gmail.com

Опубликовано на сайте sqd.ru 16 ноября 2004 года

Страсти Христовы / The Passion Of The Christ

 

Режиссер:   Мэл Гибсон /Mel Gibson/.

Актеры:   Моника Беллуччи /Monica Bellucci/,  Джим Кэвизел /Jim Caviezel/,  Розалинда Челентано /Rosalinda Celentano/,  Майа Моргенштерн /Maia Morgenstern/.

Год выхода: 2004

 

Есть такие книги, за экранизацию которых лучше не браться, «во избежание», потому что они либо слишком сложные, либо слишком простые, либо слишком неоднозначные — одним словом, шедевры. С Библией все еще сложнее, потому что это не художественное произведение, а особый и ни на что не похожий текст, законченный и самодостаточный, в который не нужно ничего ни добавлять, ни убирать. Поэтому перед режиссером стоит та же задача, что и у врача: не навредить.

От молитвы в Гефсиманском саду до Воскресения Иисуса. Четыре страницы текста и два часа экранного времени. Мел Гибсон взял из этих четырех страниц все, что только можно. Особо дотошные могут проверять по тексту. Фильм очень тщательно продуман и простроен, поэтому просто иллюстрацией его считать никак нельзя, скорее это видение этого эпизода режиссером, плюс законы кино, плюс, по всей видимости, особенности аудитории, потому что иначе объяснить некоторые ненужные моменты.

В Гефсиманском саду к Иисусу приходит женщина в черном (Розалина Челентано), олицетворяющая дьявола. Надо отдать должное, персонаж получился жутковатый. Ровно настолько, насколько нужно. Дьявол предупреждает Христа о том, что испытание ему предстоит очень тяжелое, напоминает ему, чей он сын, и что он вполне может спастись, если только захочет. Возможно, это лишняя мистика, а может быть, яркая и сильная сцена, с которой собственно и начинается действие фильма, и пересказ искушения в пустыне. Кому как больше понравится.

Еще один чересчур мелодраматичный момент — разговор Пилата с женой об истине (уже после сцены «Что есть истина?»), который опять же, вполне оправдан, потому что объясняет, почему Пилат не пошел против синедриона. Это только два эпизода, на самом деле есть еще несколько.

Все остальные ставки — вход в Иерусалим, нагорная проповедь, тайная вечеря — сделаны как воспоминания, возникающие при виде каких-то предметов. Пример: Иисус смотрит на чашу с водой, в которой Пилат умывает руки, и тут же возникает аналогичная сцена — ученики моют руки перед Тайной вечерей. Благодаря этим «воспоминаниям» в фильме есть практически все главные эпизоды Евангелия.

В фильме нет ни одного примелькавшегося лица, кроме, разве что Джеймса Кэвизела (а ну-ка вспомните, где еще он играл) и Моники Белуччи (которая выглядит так, что ее не сразу можно узнать), и замечательно, иначе на зрителя давил бы груз сыгранных ролей. А так — незнакомые и при этом очень интересные лица даже у второ-, третье- и пятистепенных персонажей. Можно смотреть и смотреть.

У Джеймса Кэвизела роль была самая «ответственная», но судить, удалась она ему или нет, очень сложно, потому что как только начинаются непосредственно страдания, он пропадает за изуродованным телом, лицом и лужами крови. Гораздо больше запоминаются обе Марии — два разных образа сострадания: открытое страдание и внешняя сдержанность.

В сумме получилось самостоятельное и законченное произведение по Библии, поэтому считать этот фильм каким-то откровением, которое может помочь прийти к вере (проскальзывали такие истории в прессе) не стоит. Фильм надо смотреть, чтобы увидеть, «как» все это сделано, а на вопрос «что» ответит только Библия. В конце концов, она не зря считается книгой книг.

 

(С) Мария Андреевна Гаврилина, 2004-2011.

Конструктор сайтов - uCoz