mary.eglantine@gmail.com

Оригинал статьи на сайте ARMA URL: http://www.thearma.org/Youth/rapieroutline.htm

Перевод впервые опубликован в феврале 2006 года на сайте театра-студии «Сирано».

Переводчик благодарит Г. М. Левакова за консультации и помощь в переводе.

 

 

Рапира в вопросах и ответах
Джон Клементс

Поскольку я — профессиональный фехтовальщик, знаток боевых искусств и занимаюсь фехтованием с 1980 года, то чувствую себя вполне уверенным и квалифицированным в области истории оружия и его использования. Я работал с десятками подлинных рапир 16-17 века в семи странах и двух частных коллекциях, а так же изучал их в музеях 10 стран. Я изучал историю оружия в пяти крупнейших европейских библиотеках, трех частных собраниях, а так же в крупных библиотеках США. Кроме того, меня есть собственная библиотека по оружию эпохи Ренессанса на 6 языках. Как преподаватель и исследователь, я знаю, какие вопросы обычно возникают при изучении рапиры.

 

  Что собой представляет рапира? 

 Почему так много расхождений в точных определениях рапиры? 

 Как выглядят настоящие рапиры? 

 Как рапира лежит в руке? 

Каким был клинок у рапиры? 

Насколько прочными были рапиры, можно ли их легко сломать? 

Откуда происходит название «рапира»? 

Почему была создана рапира?

Почему рапира считалась чем-то новым?

Когда тонкие мечи стали рапирами?

Почему сложно отнести рапиру к какому-то определенному типу холодного оружия?

Когда использовалась рапира?

Какая взаимосвязь между рапирой и другими видами колющего оружия?

Существовали какие-то особые разновидности рапир?

Есть ли такое оружие – «Меч-рапира» (Rapier Sword)?

Как рапира изменила фехтование?

Что значит рапира – колющее оружие?

Почему у рапир были такие сложные эфесы?

Как рапиры использовались в бою?

Какие виды оружия использовались вместе с рапирой?

Какой стиль боя подразумевала рапира?

Насколько эффективна рапира в бою?

Могли ли рапиры с одинаковым успехом использоваться и для защиты и для атаки?

Можно ли наносить рапирой рубящие удары?

Насколько хорошо рапира режет?

Насколько острыми были рапиры?

Что произойдет если рапирой нанести рубящий удар?

Почему существуют разногласия по поводу ударов рапирами?

Можно ли было отбить или схватить клинок рапиры голыми руками?

Как держали рапиру?

Почему есть разногласия относительно того, как использовалась рапира?

Использовались ли рапиры против более тяжелых средневековых мечей?

Использовались ли рапиры на войне?

Использовались ли рапиры против брони?

Кто носил рапиры?

Требовала ли рапира особых навыков?

Мог ли бой на рапирах сочетаться с рукопашной борьбой и захватами?

Как учились и практиковались фехтовальщики?

Как изготавливали рапиры?

Современные тренировочные рапиры и реплики отличаются от настоящих?

Что собой представляет шпага и чем она отличается от рапиры?

Как фехтование на рапирах соотносится с современными фехтовальными стилями?

Почему рапиры исчезли?

Что делает рапиру особенной?

Каким образом можно изучить рапиру сегодня?

Каким образом можно больше узнать о рапире и о фехтовании на рапирах?

Почему при изучении рапиры так важна историческая аккуратность?

 

 

Что собой представляет рапира?

 

Самым лучшим определением будет такое: настоящая рапира – это одноручное колющее оружие с длинным, узким, жестким, практически не имеющим лезвий клинком, объемным в сечении и сужающимся к острию. Острие очень тонкое и острое. Разумеется, рапиры отличаются друг от друга длиной и шириной клинка и, в особенности, внешним видом эфеса. В любом случае, рапира – это тонкое, легкое, сбалансированное колющее оружие, предназначенное для поединка с противником, не защищенным броней.

В разных источниках по истории оружия даются разные определения рапиры. Термином «рапира» определяли узкий рубяще-колющий клинок, мало приспособленный для широких сильных рубящих и режущих ударов, которым пользовались как военные, так и горожане. В конце концов, рапирой стали называть оружие с длинным колющим клинком, не имеющим лезвий.

Рапиры могу быть разных форм и размеров, поэтому не всегда легко отнести их именно к рапирам (как я писал в своей книге 1997 года[1], как правило, тип определяется неправильно). Однако у них есть общие черты: тонкий и жесткий, негнущийся клинок, предназначенный для колющих ударов (а не рубяще-колющих).
 

 

 

 

Почему так много расхождений в точных определениях рапиры?

 

Расхождения по поводу точного определения рапиры происходят оттого что, оружейники и фехтовальщики не относили свое оружие к какому-то определенному виду. Оружие классифицировалось не по внешнему виду, как это делается сейчас, а по его назначению и возможностям. К сожалению, сейчас многие коллекционеры и хранители оружия называют рапирой все, что хоть как-то отличается от обычного меча с крестообразным эфесом, даже если на самом деле такое определение не верно. Современные оружейники тоже часто допускают подобную ошибку, что усиливает общую неразбериху в оружейных терминах.

Кроме того, нужно учитывать, что развитие фехтования и оружия происходит не линейно от более простого к более сложному оружию и способу фехтования. (несмотря на то, что такой подход господствовал в истории фехтования с 19 века), как будто развитие клинкового оружия ― это процесс движения к некой идеальной, «высшей» форме.

Процесс изменения форм клинкового оружия больше напоминает дерево, на котором то исчезают ветви, то появляются новые. Оружие изменялось и адаптировалось к новым обстоятельствам и нуждам. Исходя из этого, наиболее приемлемым будет разделение рапир на «ранние» ― с достаточно широким и плоским в сечении клинком и «поздние» или «настоящие» ― для более узких и объемных в сечении. Короткий одноручный меч, резко сужающийся к острию (типичный для 15 века), сегодня также будет считаться разновидностью рапиры, главным образом из-за эфеса, напоминающего эфесы рапир конца 16 века.
 

 

 

 

Как выглядят настоящие рапиры?

 

Несмотря на то, что сформулировать исчерпывающее определение любого вида оружия (и рапира — не исключение), есть несколько признаков и особенностей, которые хотелось бы отметить.

За последние несколько лет у меня была уникальная возможность непосредственно изучить 4 или 5 дюжин рапир 16-17 вв. разных размеров, с некоторыми образцами мне даже удалось поупражняться. Я обратил особое внимание на то, как изменялось сечение клинка по длине, на жесткость (несколько было можно об этом судить, не сгибая клинок) и остроту лезвия. Затем я изучил все экземпляры с точки зрения бойца, знакомого с техникой фехтования того времени. Так же, у меня есть несколько реплик подобного оружия, которые я тщательно тестировал на сыром мясе и других материалах. Благодаря этому, у меня есть хорошая база для сравнения рапир.
 

 

 

 

Как рапира лежит в руке?

 

Исследуя старинные рапиры, я поразился тому, насколько хорошо они сбалансированы: они казались почти невесомыми, были невероятно маневренными и подвижными (никакого сравнения даже с лучшими современными репликами, которые мне доводилось держать в руках). Только несколько клинков показались мне немного неудобными, но это может объясняться не их плохим качеством, а тем, что это были либо экспериментальные образцы, либо они изготавливались для конкретного человека с индивидуальными особенностями фехтовальной техники, или же на них в какой-то момент были заменены эфесы, что и привело к изменению баланса. Все экземпляры, которые я изучал, весили меньше трех фунтов[2], большая часть весила меньше 2,5 фунтов[3], а некоторые даже меньше 2 фунтов[4]. Ни в коем случае их нельзя было назвать громоздкими. Как специалист по средневековому оружию и бывший спортивный фехтовальщик, я с уверенностью заявляю, что эти рапиры не были неповоротливыми или неуклюжими. За редким исключением, у меня нет ни малейшего сомнения в том, что приемы боя на рапирах, описанные в имеющихся исторических источниках, вполне могут эффективно осуществляться любым из этих предметов. 

 

 

 

Каким был клинок у рапиры?

 

Как и любой другой вид клинкового оружия, рапира имела самые разнообразные клинки, и все они в разное время использовались (что сейчас очень затрудняет атрибуцию и классификацию). Клинки рапир очень отличаются друг от друга длиной, шириной, сечением клинка и остротой лезвия. Многие рапиры очень сложно отличить от военных рубяще-колющих клинков, бывших тогда в употреблении. Их разнообразие простиралось от плоских, сужающихся к острию, конусообразных клинков до более объемных в сечении и узких клинков (т.н. «настоящих» рапир). Но практически все имеют узкий жесткий клинок, который становился тоньше к острию, причем, как правило, в последней четверти или 1/5 клинка он становится овальным или круглым в сечении, а не плоским. Основной вес был сосредоточен в эфесе для того, чтобы можно было проводить длинные и быстрые колющие атаки.

Клинки рапир только относительно тонкие, поперечное сечение у них достаточно широкое и прочное. Некоторые клинки имеют ромбовидное (или треугольное) сечение острия которое позволяло делать его тонким, тогда как остальная часть клинка могла быть более толстой и иметь сечение 6-угольное, 8-угольное, в форме 4-конечной звезды, и при этом не иметь лезвий как таковых. Такое разнообразие сечений – результат стремления оружейников создать тонкий, легкий, но при этом жесткий и прочный клинок. У рапиры могла быть утолщенная в сечении, прямоугольная, незаточенная пята (часть клинка, располагающаяся непосредственно после эфеса), либо в этой части она делалась широкой и затачивалась.
 

 

 

 

Насколько прочными были рапиры, можно ли их легко сломать?

 

Есть много исторических свидетельств того, что рапиры ломались во время боя (в теле противника либо от удара о другое оружие), и я сам держал в руках экземпляры, клинки которых были сломаны или погнуты). Я исследовал и другие клинки, которые, казались такими тонкими и легкими, что легко могли сломаться от сильного удара, либо при сгибании. Я неоднократно ломал клинки современных рапир, какие-то случайно, какие-то – для того, чтобы понять, какие усилия для этого нужны.

Примерно у 70 рапир, которые я держал в руках, клинки были сильно деформированы. Поскольку они делались очень тонкими и легкими, это сказывалось на прочности клинка, и он мог сломаться при столкновении с любой жесткой целью. Некоторые оружейники даже советовали избегать ударов острием клинка, или, по крайней мере, не делать этого со всей силы (кстати, такой удар очень гораздо медленнее обычного).

Хотя клинок рапиры, безусловно, хрупкий, он не так уж уязвим (хотя его хрупкий кончик мог отломиться легко). Рапира может быть достаточно крепкой и отражать удары более тяжелого оружия, но только средней, более прочной частью клинка, эфесом или (самый лучший вариант) атаками, которые отводят удар, а не ставят жесткий блок. Правда, я не уверен, что рапиры, которые я видел, могли бы отражать мощные удары подобным образом. Наилучшим вариантом было бы увернуться от атаки, а не пытаться парировать ее (впрочем, такое наверняка происходило если избежать атаки было невозможно).
 

 

 

 

Откуда происходит название «рапира»?

 

Существует несколько теорий происхождения этого термина. Изначально, в 1470-х французы насмешливо называли любое чрезмерно длинное и тонкое оружие rapiére, испанцы называли небольшой клинок, который носили с гражданской одеждой, spada ropera буквально - «одежная шпага». Примерно к 1530м годам оружие подобного рода на английском языке стали называть rapiers, а в немецких трудах по фехтованию 1540х годов — Rappier и Rapir. Разумеется, использоваться они начали ещё раньше. Слово «рапира» постепенно стало обозначать тонкий колющий клинок, который мы знаем. На современном итальянском они иногда называются stricia. Есть еще несколько теорий происхождения и слов, имеющих отношение к термину «рапира»: rasper, rappen, verdun. Интересно, что итальянские и испанские создатели рапиры называли ее spada или espada - словами, которые обозначают длинноклинковое оружие вообще. Французские источники 1530-х и английские 1540-х называют рапиру «испанским мечом». Пауль Гектор Маир в своем руководстве появившемся приблизительно в 1542 году использует термин Ensis Hispanis (или Ensis Hispanicus, что также означает «Испанский меч»). Судя по многочисленным и очень подробным иллюстрациям, которые он приводит, термин несомненно относится к разновидности острого рубяще-колющего клинка, средней длины со сложным эфесом, который применялся в бою без брони.

Однако нет точных описаний того, что же собой представляла espada ropera или la rapiére. Мы ничего не знаем ни о ее размерах, ни о длине, ни о виде клинка и эфеса. Учитывая природу боевых искусств и оружия в то время, она должна была обладать очень специфическими характеристиками, достаточно установившимися для того, чтобы выделиться в новый вид. Есть любопытные свидетельства того, что итальянская знать в 1480-х – 1490-х годах начала носить клинки, которые были длиннее и тяжелее обычных кинжалов, но легче чем обычные военные (боевые) мечи. У этих клинков были сложные плетеные либо полностью закрытые эфесы (с дополнительными кольцами и прутьями). Вполне возможно, что эти клинки делали все длиннее и длиннее, и так со временем появилась рапира.

Поскольку дворяне второй половины 16 века носили шпагу при дворе как знак своего высокого статуса, и особой привилегии – устраивать в незаконные «поединки чести», можно уверенно предположить, что именно это и было первоначальным назначением рапиры, а нынешнее ее применение пришло позднее. Если рапира впервые получила распространение при дворе, то мы должны задать себе вопрос: почему оружие, не имеющее первоначального «рыцарского» назначения – войны, внезапно стало использоваться в качестве атрибута придворного костюма? Можно предположить, что рапира была атрибутом не дворянской одежды, а простого гражданского платья, потому что для повседневной самозащиты легкий клинок подходил очень хорошо. В конце концов, эти клинки стали длиннее и тоньше для более подвижного колющего стиля фехтования, более подходящего для уличного боя и частных дуэлей. Новый вид оружия очень быстро стал популярным потому, что он был необходимы в многолюдных беспокойных городах Северной Италии, где было много вооруженных людей и соперничающих банд.

 

 

 

Почему была создана рапира?

 

Рапира произошла от более ранних форм рубяще-колющего оружия и стала средством самообороны в городских условиях, и для частных дуэлей. Для этих целей к 1540-м годам оружейники производили быстрое, подвижное, одноручное колющее оружие, которое можно было использовать на улице, в переулке или в закрытом пространстве. Благодаря постоянному взаимодействию производителей оружия и тех, кто им пользуется, любое новое изобретение проверялось в действии, наиболее удачные элементы сохранялись и совершенствовались по советам и просьбам фехтовальщиков.

Сначала рапира была создана как своеобразный ответ на рубящее-колющее оружие и только позже она стала применяться против других рапир. Как я писал в книге 1997 года об искусстве фехтования эпохи Ренессанса, не было такого, чтобы кто-то вдруг изобрел пару рапир в законченном виде, а потом пошел и предложил кому-нибудь подраться ими. Фактически, на портретах благородных людей, дворян и королевского двор первой половины 16 века нет изображений тонкого одноручного оружия.

С течением времени новые виды оружия изобретались одновременно со способами их использования. Поскольку в начале 1500-х человек не мог пойти на улицу с бросающимся в глаза огромным военным мечом, появилось более легкое и тонкое оружие, которое было не таким угрожающим и менее громоздким. Однако внешний вид тонкого легкого клинка для повседневных поединков продолжал меняться всю следующую сотню лет. Окончательную форму он приобрел только к 1570-1580-м гг.
 

 

 

 

Почему рапира считалась чем-то новым?

 

По мере распространения по Западной Европе, рапира стала новым видом оружия и принесла с собой новый стиль боя. К 1530-м гг. уже были изменения во внешнем виде мечей и искусстве владения ими, но они не были внезапными, масштабными или беспрецедентными. Изменение во внешнем виде холодного оружии происходило тогда когда нужно было соответствовать новым условиям, возникшим из-за технологических, военных и социальных изменений. Уникальным было появление оружия, изначально предназначенного для повседневного ношения и поединков в городских условиях, а не для боевых действий. Главным новшеством являлся сам тип длинного, легкого, одноручного колющего оружия.

Рапира была создана в Италии и Испании, а уже оттуда распространилась по Западной Европе. Введение рапиры в качестве «городского» оружия было постепенным. Несмотря на широкое распространение нового оружия и колющего стиля боя, если смотреть в целом, то видно, что трактаты по фехтованию в течении 16 века последовательно описывали самые разные приемы самообороны, применявшиеся и военными и гражданскими. Фехтование в Европе отличалось очень активным маневрированием, новый же стиль подразумевал не такие инстинктивные перемещения, и для большей эффективности необходимо было научиться новому способу движения во время боя.

Существует прямая и очевидная связь между грубыми практичными методами фехтования раннего Средневековья и более элегантными системами фехтования эпохи Ренессанса. Появление нового, колющего стиля было не «эволюцией», а просто адаптацией к изменившимся социальным условиям и потребности в самозащите. На самом деле, рапира изначально была введена не профессиональными фехтовальщиками, а обычными бойцами, и эти два стиля какое-то время сосуществовали.

Социальные и технологические изменения эпохи Ренессанса послужили толчком для экспериментов в западном искусстве фехтования, появилось очень много фехтовальных школ для обычных людей. Систематическое изучение гражданского, а не военного фехтования постепенно переросло в «Науку защиты», уделявшую особое внимание частной дуэли. Здесь, как и в случае с другими открытиями эпохи Ренессанса, изменения не возникали из ниоткуда. Развитие искусства самообороны основывалось на принципах, которые устанавливались веками. Ни одна традиция фехтования или методология боя не существует сама по себе. Она появляется под действием окружающей среды в результате переработки того, что было создано раньше. Точно так же было и с колющей школой фехтования в эпоху Ренессанса.

Любопытно, что ранние рапиры имели плоское сечение (которое позволяло делать более эффективные удары острием, чем более поздние версии с объемным сечением, приспособленным только для колющего удара), они также имели более прочное сечение, чем обычные одноручные рубящие мечи. Следовательно, в каком-то смысле рапиры напоминали прочный так (
tuck) или эсток. Но с другой стороны они были легче, длиннее и сильнее сужались к острию, чем обычные военные клинки. Именно поэтому новые виды оружия выделились и стали называться рапирами.

 

 

 

Когда тонкие мечи стали рапирами?

 

В какой конкретно момент тонкий меч «превратился» в рапиру сказать сложно. Любое клинковое оружие создается для определенных целей и используется соответствующим образом, поэтому они классифицируются по типу клинка, а не по внешнему виду эфеса (как это чаще всего делают коллекционеры, хранители и историки оружия).

По мере появления новых орудий, предназначенных для того, чтобы защищать жизнь или забирать ее, становилось ясно, что какие-то разновидности работают лучше других. Однако требовалось время, чтобы они получили широкое распространение. Многообразие внешнего вида рапир объясняется как раз тем, что фехтовальщики постепенно выясняли, какие разновидности более эффективны, и как ими лучше пользоваться, оружейники же хотели действовать исходя из своих собственных интересов. В процессе «эволюции» оружия эпохи Ренессанса возникали формы, которые были недостаточно широкими для сильного рубящего удара, но и недостаточно тонкие и легкие, чтобы ими можно было колоть так же, как поздними или «настоящими» рапирами. Поскольку эти разновидности ни нормально колоть ни рубить не могли, то через несколько десятилетий они сменились новыми формами.

Еще один фактор, который не всегда учитывается при исследовании истории восхождения рапиры в качестве гражданского оружия, это города эпохи Возрождения, улицы в которых, как известно, были очень узкими. Они служили защитой от солнца и дождя, экономили пространство, и в то же время облегчали оборону. Вторгающаяся армия не сможет легко маршем пройти по узким улочкам, а защищающим проще строить на них баррикады. Так же в таком ограниченном пространстве не могла собраться большая толпа. В такой обстановке колющее оружие гораздо удобнее рубящего.

 

 

 

Почему сложно отнести рапиру к какому-то определенному типу холодного оружия?

 

Поскольку рапиры появились не внезапно, а произошли от рубящих и колющих мечей начала 16 века, то какое-то время существовало два тесно взаимосвязанных оружейных семейства. Граница между ними достаточно расплывчата, и нет четкого перехода от одного вида к другому. В то время экспериментировали со многими разновидностями оружия. В фехтовальных трактатах, как правило, не утоняется, с каким видом оружия они учат обращаться: с гражданской рапирой или военным рубяще-колющим мечом, который еще назывался arming swords, field swords, Reitschwerte («рыцарский меч») или spada di lato («side sword»). Очень трудно определить, какой вид оружия использует автор, потому что иллюстрации часто неточные и противоречивые, к тому же приемы, которые авторы описывают, могут с успехом использоваться и в обращении с военными мечами и их более тонкими вариантами — рапирами. Сегодня для удобства выделять «ранние», «поздние» и даже «переходные» рапиры, хотя эти термины не исторические и не отражают сущности предмета.

Поскольку сегодня среди тех, кто пишет или говорит о рапире и фехтовании на рапирах, редкий человек держал в руках настоящий старинный образец (а еще меньше работали с подобными рапирами), то возникает много неточностей, домыслов, из-за которых, в конце концов, возникают заблуждения. Из-за неточного изображения фехтовального боя в кино и на телевидении, каскадерами и группами, занимающимися исторической реконструкцией боя, у зрителей создается неверное впечатление о настоящей сущности боя. Многие реплики рапир, которые продаются сегодня, тоже неточно воспроизводят жесткость клинка, внешний вид, тип эфеса и вес рапиры. Эта проблема была очень распространенной десятилетиями и усугубила путаницу в атрибуции рапиры, и в представлении о том, как с ней обращались.

 

 

 

Когда использовалась рапира?

 

Мечи, отдаленно напоминающие рапиры появились в 1540-х гг., хотя сам термин появился раньше. Форма, наиболее похожая на настоящую, появилась в 1580-е гг. а затем продолжала видоизменяться до конца 17 века, а в Испании рапирами, хоть и в меньше степени, пользовались даже в 19 веке. В некоторых районах Европы в 18 и 19 веке старинные рапиры иногда использовались при официальных дуэлях. Так же старые клинки часто укорачивались, переделывались и снабжались другими эфесами.

Существует очень распространенный миф о том, что колющие мечи были изобретены мастерами фехтования в середине 16 века, чтобы заменить «тяжелые рубящие мечи». Это утверждение не только расходится с тем фактами, что огромное количество заостренных колющих мечей (и тяжелых и легких) существовало ещё начиная с 14 века, и что рапира появилась не в среде «мастеров фехтования», но также не соответствует тому, что даже после почти двухсотлетнего использования «тяжелые рубящие мечи» по-прежнему широко использовались, хотя и в видоизмененном виде (сабли, палаши и т.д.), ещё долгое время после того, как популярность рапиры сократилась. Как и в случае с любой другой разновидностью меча, появление и развития рапиры должно рассматриваться в соответств

история оружия в фактах и картинках.

(С) Мария Андреевна Гаврилина, 2004-2011.

Конструктор сайтов - uCoz