…ы о рапирах демонстрируют то, как свободная рука использовалась, чтобы отбить или отклонить укол рапиры. Это был очень распространенный прием, и так как в этом случае человек мог очень близко подойти к своему сопернику, постепенно в свободную руку стали брать кинжал или другое оружие. Если же на руку была надета специальная перчатка из кольчуги или плотной кожи, тогда схватить или отбить клинок можно было без всякого риска.

 

 

 

Как держали рапиру?

 

Рапиры были сбалансированы и лежали в руке таким образом, чтобы в первую очередь контролировать острие для точного укола, а не лезвие для сильного удара. С учетом всего этого создавались рукояти рапир, благодаря которым укол с выпрямлением плеча делать гораздо удобнее. Первоначальный вариант хват позволял легко извлечь оружие из ножен просто вытянув руку вверх. При этом большой палец лежит на средней части крестовины. При другом хвате указательный палец обхватывал крестовину и рикассо. При таком хвате большой палец мог лежать на обухе. Если позволяла сила рук, то человек мог взтять оружие даже за головку рукояти, что давало дополнительную длину оружия. Хват подбирался в зависимости от фехтовальной техники, которая подходила конкретному человеку.

 

 

 

Почему есть разногласия относительно того, как использовалась рапира?

 

Стили фехтования эпохи Возрождения очень сильно изменялись и постепенно исчезали, и сейчас ни один человек точно не может сказать, какими они были. Разные виды оружия требуют своего стиля фехтования. Они со временем изменяются, и в наши дни ни один человек не владеет в точности забытыми стилями. Старинные учения исчезли как только перестали использоваться, другие стили просто устарели. Тот, кто изучает историю оружия сейчас, вынужден разбирать старинные тексты и заново открывать, как нужно обращаться со старинным оружием. Тем не менее, сейчас лишь немногие владеют достаточными знаниями техники фехтования эпохи Ренессанса и опытом использования настоящего оружия, чтобы точно её демонстрировать на практике. Кроме того, в Интернете очень много неточного материала, написанного людьми, чье представление о рапире основывается в большей степени на современном спортивном фехтовании, а не на подлинном оружии и исторических источниках. На практике неверное представление формируется из-за предположений, сделанных на основе ошибок, допускаемых в постановочных боях. Те бои, которые мы видимо в кино, на телевидении, в спортивном фехтовании, на исторических мероприятиях и исторических реконструкциях, как правило, не дают точной картины.

 

 

 

Использовались ли рапиры против более тяжелых средневековых мечей?

 

К тому моменту как появилась рапира, традиционные средневековые военные мечи (использовавшиеся против доспехов) почти вышли из употребления на поле боя и не использовались как личное оружие самообороны горожанина. Несмотря на то, что они всё ещё использовались в 16 веке и в традиционных школах фехтования учили драться на мечах, рапира не создавалась для того, чтобы противостоять им. Время от времени случалось, что в поединке использовалась рапира против более старого меча, но есть свидетельства, что с рапирой при этом было не так просто справиться. Но не надо забывать, что в то время когда появилась гражданская рапира, эпоха расцвета тяжелых мечей уже миновала, и уровень мастерства владения мечом был не тот, что раньше. Поэтому в обстоятельствах уличного поединка не совсем правильно говорить о том, что рапира «победила» или «превзошла» средневековые мечи.

 

 

 

Использовались ли рапиры на войне?

 

Есть некоторые свидетельства того, что рапиры носили на поле боя, главным образом, офицеры кавалерии (вряд ли для применения в ближнем бою), но нет никаких упоминаний их эффективного использования непосредственно в битве. Во времена рапиры, очень многие авторы советовали пользоваться «таками»(tucks) (короткое, жесткое, колющее оружие) и более поздние авторы ошибочно стали называть их рапирами. Некоторые авторы того времени жаловались, что рапира не подходит для поля боя, в то время как другие заявляли обратное.

 

 

 

Использовались ли рапиры против брони?

 

Рапиры не предназначались для использования против человека, защищенного броней. Тем не менее, ношение защиты было вполне обычным явлением среди бойцов того времени. Рапира могла проколоть мягкую защиту, но исторические источники говорят о том, что кольчуга (броня из переплетенных колец) была достаточной защитой и поэтому ее часто носили под одеждой. Если же человек был хотя бы частично защищен пластинчатой броней, которая все еще использовалась на поле боя и в городской милиции в 16-17 веков, то удары приходилось наносить по более уязвимым точкам. Иногда, из эстетических соображений, в музеях часто стоят манекены в пластинчатой броне 16 века с рапирой в руках, хотя они никогда не использовались вместе ни на войне, ни во время соревнований и для самообороны.

 

 

 

Кто носил рапиры?

 

Хотя рапира в первую очередь ассоциируется с дворянином эпохи позднего Ренессанса, на самом деле ее использовали люди любого класса, и самые ранние свидетельства использования подобного оружия 1540-1560-х гг., сообщают о случаях самообороны, а не о дуэлях между аристократами. Хотя рапира и ассоциируется с кавалерами и придворными, на самом деле она возникла как оружие уличных драк между мещанами, коммерсантами и лавочниками. Традиция ношения оружия с гражданской одеждой (а не военной формой) впервые появилась при дворе, но необходимость самообороны возникла и среди обычных горожан. По мере развития стиля фехтования с выпадами, его начал использовать тот класс, которому чаще всего приходилось участвовать в поединках чести — дворяне. За одно поколение фехтование стало очень распространенным боевым навыком среди утонченных дворян эпохи Ренессанса. В некоторых местах было модно брать частные уроки у иностранных мастеров, чтобы научиться секретам экзотических стилей фехтования. Рапиры, как и шпаги (smallswords) (оружие дворян 18 века), очень часто носили просто как знак социального статуса, при этом совершенно не умея ими пользоваться.

 

 

 

Требовала ли рапира особых навыков?

 

Любое оружие требует специальной подготовки для того, чтобы полностью использовать все его возможности, и рапира — не исключение. Как было сказано выше, рубящие и режущие удары — более привычны чем прямой укол. В отличие от более ранних боевых искусств эпохи Ренессанса, которые были ориентированы в основном на военные действия и самые общие навыки самозащиты, тонкая и легкая рапира требовала особой стойки и работы ног, что давало большой радиус действия, и при этом позволяло избегать ответных ударов и уколов. За одно или два поколения развился новый метод, ориентированный на специфический характер поединка с использованием двух рапир.

В то время рапира могла столкнуться с тесаками (cutlass), саблями, палашами, двуручными мечами, кинжалами, а так же, баклерами и древковым оружием, так же все еще встречались кожаные защитные камзолы, панцири и кольчуги (иногда их носили под одеждой), поэтому человек должен был учиться драться, а не просто размахивать оружием.

Фехтованию на рапирах вначале учились только дворяне и аристократы, это действительно так, но это происходило с любыми ранними разновидностями оружия. В средние века и эпоху Возрождения аристократы владели практически всеми видами боя, и изучали их и в частном порядке и при дворе. Рапира не была исключением из этого правила. Однако, очень часто фехтованию на рапирах учили мастера, которые были обычными торговцами или военными.

 

 

 

Мог ли бой на рапирах сочетаться с рукопашной борьбой и захватами?

 

За редким исключением, до 18 века, захваты и борьба были важной частью боя на холодном оружии. Умелый боец всегда мог близко подобраться к своему противнику, обезоружить, сбить его с ног, или каким-то образом обездвижить. Так же он умел защищаться от аналогичных действий противника. Конечно, оружие помогает в бою, защищает от ударов и дает возможность их наносить, но оно не исключает того, что противник сможет подобраться и схватить вас.

 

 

 

Как учились и практиковались фехтовальщики?

 

Во времена рапиры, людям приходилось тренироваться очень осторожно, хотя они учились настоящим боевым приемам. Если человек получал ранение во время тренировки, он мог быть ослеплен или изувеченным навсегда и лишиться возможности зарабатывать себе на жизнь. Так же, он мог попытаться отомстить за несчастный случай и убить своего партнера.

Чтобы обучение было эффективным, партнерам приходилось быть осторожными и доверять друг другу. Для того, чтобы при сильном ударе не было серьезной раны, на занятиях использовалось тупое оружие без острия, которое называлось “foyled”. Кроме того, существовали правила безопасности, например, не направлять укол в лицо. Сначала, партнеры в качестве упражнения обменивались несколькими заранее оговоренными атаками, и постепенно выполняли небольшие связки в учебном бою. Но даже тогда они старались не наносить уколы слишком высоко и слишком сильно. До появления в 18 веке специальных защитных масок, ученикам приходилось быть очень внимательными и осторожными. Тем не менее, такой подход был достаточно эффективным и воспитывал внимательных и осторожных бойцов.

Физику колющего стиля (в отличие от динамичных ударов широким клинком), можно изучить и отработать постепенно. Даже стремительность реального боя требовала большого количества упражнений. Как и любой другой стиль боя, фехтование на рапирах, изучается с помощью упражнений и связок, которые помогают усваивать и технику и основные принципы боя (темп, дистанция, техника и т.д.). Однако, мы не имеем никаких свидетельств о том, что из себя представляли уроки фехтования, как они проходили, и поэтому можем только предполагать, как они проходили. Ключевые, основные элементы оружия известны нам благодаря сохранившимся учебным пособиям. Так же очень много удалось почерпнуть из литературы того времени и современной практики. Но все-таки, то, как фехтовальщики того времени учились своему искусству, нам еще предстоит выяснить.

Людей, желающих научиться фехтованию на рапирах, учили основным защитным положениям или боевым стойкам, основным атакам, шагам и перемещениям, тому, как действовать при атаке — отбивать, уклоняться или наоборот приближаться к противнику. Они изучали строение клинка, в какой части он сильнее, в какой слабее. Их учили использовать свободную руку, или кинжал для парирования, захвата или удара, также, по необходимости, их учили применять удары эфесом, захваты и приемы рукопашного боя.

В 16-17 вв. по всей Европе работало множество школ и преподавателей фехтования и боевых искусств эпохи Возрождения. По словам некоторых учителей того времени, научиться фехтовать на рапирах было достаточно просто. Фехтование было строго упорядоченным, очень часто преподавалось вместе с геометрией и соответствующей терминологией, и очень часто оно рассматривалось как искусство рафинированное и научное, а не традиционное боевое фехтование, используемое на поле боя. Один мастер в 1617 году заявлял, что даже пятнадцатилений мальчишка может научиться защищаться от любого человека за несколько уроков. Другие преподаватели писали, что основы боя на рапирах можно изучить даже без преподавателя.

 

 

 

Как изготавливали рапиры?

 

Так как клинок рапиры не должен был обладать какой-то исключительной остротой и гибкостью, изготовить его было не сложно. Как и от любого другого меча, от рапиры требовалась одновременно прочность и определённая доля эластичности. Она должна была выдерживать удары, не ломаясь при этом, кроме того, от ударов должно было сохраняться острие. Современные оружейники подтвердят, что есть много способов изготовить клинок с таким сечением, которое дает одновременно легкость и прочность. (Несмотря на разнообразие форм клинков рапиры, те современные реплики, которые я видел, в основном имеют ромбовидное сечение, хотя это только одна из разновидностей ранних рапир).

Сейчас существует несколько мифов о том, как создается оружие. Железную руду нужно обязательно переплавить в сталь, прежде чем ей можно придать какую-то форму. Оружие никогда не отливали в формах (при этом получался хрупкий чугун). Так же мечи не делали, выковывая раскаленный докрасна кусок металла на наковальне. Напротив, после нагревания металл приобретал консистенцию мягкой глины, и затем медленно и постепенно ему придавал форму опытный мастер. Также клинки не изготавливались с помощью обычного закаливания раскаленного докрасна металла в воде или другой жидкости. Закаливание было заключительным этапом изготовления, и делалось после повторного нагревания. Медленная закалка делалась для того, чтобы клинок обладал необходимой жесткостью и упругостью. Этот процесс был самым главным в искусстве мастера-оружейника.

Почти каждый клинок имеет сердцевину из более мягкого металла и более жесткий внешний слой. Подобрать нужное сочетание компонентов этого «бутерброда» для конкретного клинка было нелегко. Многие клинки изготавливались путем складывания множества слоев (например, как японские мечи), которые обладали свойствами и мягкого и жесткого металла. В завершение, клинок шлифовался и полировался. Если рапирой попробовать пробить жесткую мишень, она согнется, но не сломается. Это делалось не для того, чтобы проверить могут ли они сгибаться многократно, потому что они не были для этого предназначены, а чтобы убедиться, что клинки рапир были достаточно закаленными и прочными. Если сделать клинок слишком жестким — он сломается, если слишком мягким — не восстановит форму после сгибания. Кроме того, рапирой можно попробовать проткнуть и более мягкий материал, чтобы проверить, насколько хорошо она его прокалывает.

Основные очертания клинок приобретал в процессе ковки, а окончательная форма и острота, скорее всего, делалась с помощью шлифовки (уже после закаливания). По сравнению с широким рубящим мечом изменения в сечении и спусках у тонкого колющего клинка минимальны. Кроме того, вероятность того, что тонкий клинок будет коробиться или деформироваться в процессе закалки, меньше.

 

 

 

Современные тренировочные рапиры и реплики отличаются от настоящих?

 

Настоящие рапиры были очень жесткими. Они делались такими, чтобы с легкостью проколоть человеческое тело во время боя. Если бы они были менее жесткими, они бы не смогли пробить ткань, кожу, мышцы и кость. Так же рапирой нужно было отводить удары и клинок при этом не должен изгибаться, захлестывать. Чтобы избежать этого, рапиры имели особое сечение, благодаря которому клинок оставался жестким и прочным, но при этом легким и тонким. Клинки рапир закаливались таким образом, чтобы прижать им дополнительную прочность, но при этом сохранить необходимую степень эластичности.
Современные рапиры слишком гибкие.

Такая особенность — результат стремления поклонников фехтования, иметь безопасное тренировочное оружие, которое может сгибаться до определенной степени, не ломаясь, и не проникая в тело противника. Такая степень гибкости, приемлемая для спортивного фехтования, влияет на общее представление о клинках рапиры и искажает настоящую технику фехтования на рапирах. Кроме того, в исторических источниках нет свидетельств того, что в эпоху Ренессанса использовались гибкие тренировочные клинки. Подобное оружие появилось уже после того как в оборот вошла шпага, это произошло не раньше конца 17 века. Дошедшие до нас «тренировочные» рапиры эпохи Ренессанса достаточно жесткие. Также времени изображались рапиры, острие которых было закрыто специальным шариком. Такие рапиры использовались с 1560-х гг.

 

 

 

Что собой представляет шпага и чем она отличается от рапиры?

 

К середине 17 века, когда мода, огнестрельное оружие и социальная обстановка снизили потребность в оружии самообороны, длинная рапира со сложным эфесом вышла из широкого употребления. Появились более короткие и легкие клинки, которые стали называться шпагами (их еще называют court-swords, town-swords или walking swords). Разные сферы применения гражданской рапиры и дворянской шпаги повлияли на их развитие и внешний вид. Шпага не была каким-то закономерным витком эволюции, и она не «побеждала» рапиру. Её более изящный внешний вид и конструкция предназначались для специфических обстоятельств. Шпага более уравновешенное, в чем-то формальное, дуэльное оружие, и техника фехтования на них очень благородная и хладнокровная. В отличие рапир, в фехтовании на более легких и коротких шпагах парирование и рипост (контратака) разделялись на два отдельных движения.

Проведение защиты и контр атаки в два движения (на «двойной счет») было не «улучшением» более ранних приемов боя — в них атака и защита делались одновременно, с помощью контрудара — а адаптацией приема. Когда в обиходе осталось исключительно тонкое колющее оружие, предназначенное для дуэлей против похожего оружия, осуществлять защиту от укола и контр укол в два движения стало естественным. Это не было таким уж большим достижением в истории фехтования, простая логика — использования естественную легкость оружия наиболее выгодным способом.

Многие элементы боя, присущие рапире, начали использоваться и в фехтовании на шпагах. Но с каждым новым поколением фехтовальщиков случаи самообороны с помощью холодного оружия сократились, дуэли все больше походили на ритуал, спортивные упражнения заменили подлинное фехтование, и техника боя на рапирах постепенно исчезала. Это отразилось и на характере боя, в котором было больше изощренности барокко чем практичного уличного боя эпохи Ренессанса.

 

 

 

Как фехтование на рапирах соотносится с современными фехтовальными стилями?

 

Современное спортивное фехтование появилось в конце 19 века и произошло оно от боевых стилей 18 века, во время, когда лишь использовались лишь немногие виды холодного оружия в очень редких ситуациях. Именно от шпаги, а не от рапиры произошли современные фехтовальные стили. Они имеют гораздо больше общего с этим скромным оружием, а не с рапирой или ранними мечами эпохи возрождения. Современное спортивное оружие никогда не было настоящим. Оно создавалось специально для замены настоящего в безопасном поединке. Они гораздо более гибкие, быстрые и подвижные, чем их исторические аналоги. Особые правила современного фехтовального поединка, определяют искусственно созданные ограничения, которые имеют мало общего с тем, что было в эпоху Ренессанса. Несмотря на все современные попытки, настоящие рапиры, которые были жёстче, тяжелее, крепче и с более сложным эфесом, чем современное спортивное оружие, не могут использоваться современной манере (и наоборот).

К середине 19 века стало ясно, что фехтование продолжает меняться. Приемы, которые могут свободно выполняться в фехтовальном зале с тупым гибким оружием и в защитных масках, в условиях реального боя с острым оружием использоваться не могу. Этот процесс превращения боевого искусства в спорт ускорялся с каждым десятилетием. Но только эти приемы становятся единственно возможными в дружеском поединке и в то время не преподавали иначе.

Хотя рапиры и более поздние шпаги (smallswords, foils и epees) используются сходным образом, поскольку все они применялись в сходном стиле фехтования, в целом, различия между ними все же есть. Многие приемы боя на рапирах, описанные в протоколах боев и дуэлей и в текстах того времени просто неприемлемы в современном спорте. Например, в спортивном фехтовании не используется вспомогательное оружие или свободная рука, не разрешается слишком сильно воздействовать на клинок противника, что убивает саму природу боя и выводит на первый план технику. Не разрешается обезоруживать свободной рукой, сам боец не может держать свое оружие двумя руками. Так же нет рубящих ударов, которые использовались в позднем фехтовании, чтобы раздражать или выматывать противника, также не разрешались удары ниже пояса. В современном фехтовании не допускается близкий телесный контакт и, разумеется, не разрешалось удерживать противника или вести рукопашную схватку. Все это полностью меняет подход и отношение к бою.

 

 

 

Почему рапиры исчезли?

 

Век рапиры продлился всего около 150 лет - достаточно для того, чтобы появилось несколько разновидностей оружия и несколько теорий боя для его использования, прежде чем огнестрельное оружие не сделало их ненужными для самообороны. Рапира использовалась как оружие самозащиты в городской обстановке и дуэлей в Западной Европе до середины-конца 17 века, а к началу 18 века она окончательно устарела. Длинные клинки и сложные эфесы не подходили к изменившейся обстановке: они мешали при ходьбе в толпе, на балах, на приемах, с ними неудобно сидеть, вылезать из кареты и т.д. Поскольку повседневное ношение оружия в городе и при дворе прекратилось, не осталось возможностей для внезапных стычек и атак, как раньше. Проще говоря, уже не было необходимо быть готовым в любой момент использовать кинжал или парировать удар рукой. Рапиры перестали использовать. Прошло еще какое-то время, прежде чем десятки тысяч рапир, существовавших в то время, постепенно были переделаны или оставлены людьми, которые перешли на более модное и короткое оружие.

 

 

 

Что делает рапиру особенной?

 

Как личное оружие городской самообороны, агрессивная и элегантная рапира стала дуэльным оружием par excellence. По моему мнению (говорю как ярый поклонник фехтования с мечом-бастардом или мечом и баклером), для поединка без брони, в умелых руках тонкая рапира — это грозное и жестокое оружие, которое не следовало недооценивать (особенно тем, кто не был знаком с ее необычной техникой использования). Рапирная техника — быстрая, полна обманных движений, тонкая, изощренная, и является одним из самых оригинальных видов оружия на Западе.

Рапира представляла собой нечто особое в истории оружия Западной Европы, она имела особый внешний вид, это оружие, приспособленное для поединка без брони, а не боя где угодно, когда угодно и при любых обстоятельствах. Это было исключительно личным оружием, никогда не применявшимся войне. Лучше всего, конечно, рапира могла использоваться в поединке против другой рапиры. Этот тонкий, колющий, гражданский меч был изощренным и использовался в очень эффективном виде боя, очень жестком и завораживающим своей смертоносностью.

 

 

 

Почему термин «рапира» применяется оружию самого разнообразного внешнего вида?

 

Все достаточно просто. Если не обращать внимание на названия, которые постоянно появлялись для обозначения каждой новой разновидности оружия, существовало два основных вида: одноручный, сужающийся к острию меч и рапира (с новым способом фехтования для невоенных людей, который появился в 16 веке). Это абсолютно разные виды оружия и они выглядят и используются по-разному. Разница становится очевидной если взять в руки подлинники или современные репродукции каждого вида. Военные и гражданские клинки с абсолютно разными сечениями просто не могут считаться аналогами друг друга. Они не могут использоваться как своеобразный гибрид спортивного клинка и сабли. Утверждать обратное — значит демонстрировать просто поразительную глупость и невежество. Вся суть этой разновидности оружия была в том, что это было новое, очень легкое и тонкое оружие, которое не предназначалось для военного применения и которое использовалось преимущественно для укола. Естественно, с появлением приема колющей контратаки, клинки стали тонкими настолько, что они потеряли все свои рубящие свойства. Это странно, но несмотря на то, что тонкие мечи эпохи Ренессанса и рапиры часто считают одним и тем же, более поздние шпаги считают чем-то совсем другим, хотя очень часто это были укороченные рапиры с замененным эфесом. Такое сравнение ещё более бессмысленно, чем отождествление клинков с абсолютно разными сечениями клинка.

 

 

 

Каким образом можно изучить рапиру сегодня?

 

Если вы хотите начать изучать рапиру, не тратя при этом сотни долларов на экипировку, то можете приобрести недорогую деревянную тренировочную рапиру, попробуйте поработать с материалом моей книги 1997 года «Искусство фехтования эпохи ренессанса» как с основой для работы (там подробно освещены самые разные моменты, упомянутые в этой статье), и прочесть статьи и пособия по рапире в сети, на сайте ARMA. Практикуйтесь в уколах по мишени, перемещениях назад, вперед и по диагонали во время укола, также пробуйте наносить удары и уколы, используя левую руку для парирования и захвата. Это не самое сложное оружие (как сказал один мастер), если понять суть этого метода. Нужно лишь время и некоторые усилия. Кажущаяся сложность смен быстрых уколов, контратак в этом стиле фехтования могут показаться очень сложными технически и абсолютно непонятными для неопытного человека, хотя на самом деле используются всего лишь несколько движений.

Если вы никогда не имели дело с каким-либо холодным оружием, то вам будет полезно изучить современные стили фехтования на спортивной рапире или шпаге, потому что они произошли от рапиры. Но всегда помните о том, что это — сильно стилизованные формы дуэльного спорта, которые очень далеко отошли от боевых искусств эпохи Ренессанса. Их изучают и практикуют принимая в рамках некоторых искусственно созданных правил, запретов и ограничений, которые вообще не имеют ничего общего настоящим боем или тем, как ранние шпаги использовались в прошлом. Вежливый ритуал дуэлей конца 19 века, был всего лишь слабым отголоском грубой дикости рукопашной схватки в Средневековья или Возрождения. Несмотря на то, что в них присутствуют некоторые общие движения (они есть во всех видах фехтования), разница в оружии и в обстоятельствах его использования очень важна.

 

 

 

Каким образом можно больше узнать о рапире и о фехтовании на рапирах?

 

К сожалению, существует очень мало надежных источников для изучения настоящих рапир и настоящего фехтования эпохи Возрождения. Мой совет — пользоваться статьями сайта ARMA и книгами, которые внесены в список рекомендуемой литературы и, разумеется, стать членом нашего клуба. Также, будьте очень внимательны и собирайте свои собственные заметки и записи. И всегда следите за точностью информации. Когда дело касается рапир (и другого оружия), самые распространенные точки зрения чаще всего отличаются от исторической и физической действительности. По моему опыту, людям (чье представление об оружии и боевых искусствах складывается благодаря кино, телевидению, видеоиграм и комиксам) очень трудно отказаться от ошибочного пре… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz