Опубликовано на сайте sqd.ru 4 апреля 2005 года
Призрак оперы / The Phantom Of The Opera
Режиссер: Джоэл Шумахер /Joel Schumacher/.
Актеры: Жерар Батлер /Gerard Butler/, Эмми Россам /Emmy Rossum/, Патрик Уилсон /Patrick Wilson/.
Год выхода: 2004
Кристину любят двое мужиков: один красивый, а другой поет хорошо.
Чей-то отзыв о фильме.
Только тот, кто посмотрел фильм, а потом прочитал страниц двадцать обсуждения на каком-нибудь форуме, может оценить всю глубину этой фразы. Заявляю это со всей ответственностью человека, сделавшего и то и другое (впрочем, можно ограничиться только фильмом). Более полно и цельно передать самые первые ощущения от фильма просто невозможно, можно только дробить, чем я и займусь.
1919 год, в изрядно обветшавшей опере Гарнье идет аукцион – уходит с молотка практически все ее содержимое. Атмосфера слабо напоминает кипучие Sotheby’s и Christie’s. Все присутствующие хорошо знают друг друга: каждый из них имеет непосредственное отношение к опере и к событиям почти сорокалетней давности. Уходят афиши, реквизит и прочая дребедень. Настает черед лота с нарочито говорящим номером (не скажу каким) – «та самая люстра», сыгравшая весомую роль в знаменитой истории Призрака оперы. Конечно, кристаллов на ней уже нет, и работает она теперь с помощью электричества, но все же… С люстры сдергивают балдахин, звучит известная всем до последней ноты мелодия, звучит с изначальной инфернальностью и страстью, от которых по спине бегут мурашки, сердце начинает колотиться быстрее, а на глаза наворачиваются слезы восторга. Одна за другой загораются свечи, люстра поднимается все выше и выше и озаряет светом уже не обветшавшую, но яркую, сияющую оперу Гарнье.
Сегодня в опере особый день: прежний владелец оперы по вполне закономерным причинам уходит в отставку и представляет труппе новых владельцев оперы – бизнесменов Андре (Саймон Келлоу) и Фирмена (Киаран Хиндс). Театр – не только неплохое капиталовложение, но и очень сложный мир со своими правилами, в чем директора вскоре убеждаются. Тут и взбалмошная примадонна (Мини Драйвер) и таинственный Призрак (Джерард Батлер), который ведет себя как полноправный хозяин театра и имеет наглость диктовать условия распределения ролей и выплаты своего немаленького жалования.
Помня о том, что хороший актер должен быть универсальным (то есть помимо игры уметь и танцевать, и прилично петь, и, скажем, фехтовать), а также не найдя в афише ни одного знакомого мне имени, я отправилась в кино. И случилась очень странная вещь: несмотря на все несуразности и огрехи, смотрится фильм на одном дыхании, а восторженное впечатление не выветривается еще очень долго.
Самое яркое впечатление оставил Джерард Батлер (естественно). Просто удивительно: настолько плохо спеть заглавную арию, а потом исполнить «Music of the night» и «Point of no return» так, что женская половина зала сидит и слушает затаив дыхание. Сравнения с Майклом Кроуфордом, первым исполнителем партии Призрака в мьюзикле, Батлер не избежал. Но, на мой взгляд, он не лучше и не хуже, а просто получился немного другим. Его призрак – живой человек: ранимый и жестокий, нежный и страстный. На фоне такого яркого и выразительного персонажа блекнут все, даже его более счастливый соперник Рауль де Шаньи (Патрик Уилсон). В финале нет-нет да и удивляешься, как Кристина смогла променять творческий полет на тихое семейное счастье.
Другой приятный момент – второстепенные персонажи: директора оперы и Карлотта, которые выглядят намного интереснее главных, хотя и очень положительных героев. С последней, кстати, связан один не очень логичный момент в фильме. Партию Карлотты озвучивает певица Маргарет Прис. Не совсем понятно, чем Кристина (Эми Россум) принципиально лучше ее по вокальным данным. Видимо, как в книге, – мягкостью и душевностью.
Джоэль Шумахер снял что-то среднее между обычным музыкальным фильмом и театральной постановкой, отсюда и глубокое декольте в снегопад, и монументы на могилах размером с атлантов Эрмитажа, и горящие свечи, появляющиеся из воды — все эти условности принимаются легко.
В остатке – романтика, красивая и чуть-чуть оторванная от жизни, немного нарочито, но удивительно завораживающая. И очень долго в ушах будут звучать последние слова Призрака: «You alone can make my soul take flight, // It’s over now the music of the night…»