Опубликовано на сайте sqd.ru 16 ноября 2004 года
Троя / Troy
Режиссер: Вольфганг Петерсен /Wolfgang Petersen/.
Актеры: Эрик Бана /Eric Bana/, Орландо Блум /Orlando Bloom/, Брэд Питт /Brad Pitt/, Диана Крюгер /Diane Kruger/.
Год выхода: 2004
Некоторые зрители после просмотра язвительно говорили, что фильм снят исключительно для того, чтобы американцы знали краткое содержание «Илиады». Древнегреческий антураж в каком-то отношении мешает: фильм начинает восприниматься менее серьезно, чем стоило бы. Наверное, действует некоторое предубеждение против всего, что слишком уж далеко от нашей действительности — сказок, фантастики, фэнтези и иже с ними. Возможно, в других декорациях (скажем, Второй мировой войны) все персонажи воспринимались бы всеми серьезнее.
Сюжет в общих чертах известен всем. Троянский царевич Парис (Орладно Блум) похищает жену царя Спарты Менелая. Тот, естественно, не стал терпеть такое оскорбление и с помощью своего брата Агамемнона собрал всех греков и отправился войной на Трою. Война шла десять лет. Погибло много людей, прежде чем Трою удалось взять с помощью хитрости Одиссея. Разумеется, сюжет был слегка упрощен. Например, здесь не будет долгих выяснений отношений между богами. Упрощены различные родственные связи, сложностью которых так славится вся греческая мифология. А в остальном — все очень тщательно и скрупулезно. Пара деталей: одного из троянцев, бежавших из горящего города звали Энеем, причем он нес на себе старика. Сцена явно сделана с прицелом на тех, кто «в курсе»: троянец по имени Эней бежал из города, унося на себе своего старика-отца — Анхиза. Впоследствии он стал во главе спасшихся троянцев и отправился в Италию, а его потомки стали основателями Рима. Еще одна интересная деталька связана с Генрихом Шлиманом, который всю свою жизнь посвятил поиску Трои и в конце концов нашел ее. Одно время в Москве даже выставка была: «Золото Трои». Правда, позже исследователи выяснили: то, что нашел Шлиман, было не совсем золото и не совсем той Трои, которая описана в «Илиаде» (исторический период другой), но это уже тонкости. Так вот: обратите внимание на золотые диадемы некоторых придворных дам: точная копия тех, что были найдены Шлиманом.
В процессе экранизации кроме небольших изменений сюжета режиссер может только расставить акценты, что и сделал В. Петерсен. Главные герои в фильме — Гектор (Эрик Бана) и Ахиллес (Брэд Питт). Два воина, каждый по-своему прав, поэтому становится непонятно, «за кого болеть». Ахиллес — воин по своему предназначению, которое часто его тяготит (монологи в духе «и мальчики кровавые в глазах»), но вместе с тем, другая жизнь не для него и он рвется в бой несмотря ни на что. Он сражается ради воинской славы, а не ради власти, богатства или еще чего-то, поэтому подчиняться чьему-либо приказу он отказывается. Гектор предан своей семье и своему городу и для того, чтобы их защитить, он сделает все. Так же, как и Ахилл, он мало внимания обращает на разговоры о богах и о предзнаменованиях и оценивает шансы на победу исходя из своего опыта.
Второстепенные персонажи на фоне такого дуэта, естественно, будут смотреться бледнее. Орландо Блум выглядит не слишком героически: смазливый мальчишка, у которого кроме юношеской энергии нет ничего. Чего стоит бой с Менелаем! Со стороны Одиссея (Шон Бин) — только несколько ироничных комментариев всего происходящего и легендарное выдумывание не менее легендарного коня. Но, собственно, с чего бы ему слишком сильно мелькать? Про него отдельная книжка есть, а здесь пускай красуются другие.
Единственные чересчур плоские персонажи — это цари, Агамемнон и Приам. Слишком уж неприкрыта жажда власти первого и благородство и великодушие второго.
Самой многообещающей частью всех трейлеров были бои и флот. Панорамы наглядно иллюстрируют фразу «на сколько хватает глаз». Флот настолько большой, что в кадр просто не умещается, и тучи людей (сразу в голове мелькает вопрос: а сколько же это в штуках будет?). Лучники-всадники, огненные шары, укрепления на побережье — смотри и радуйся. Особенно мне понравилась манера вести сражения: насколько все чинно и благородно, как соблюдаются все джентельменские соглашения вроде двенадцатидневного перемирия из-за траура.
Фильм стал хорошим поводом перечитать «Илиаду», потому что фильм получился очень интересным. Осталась выяснить, какая часть того, что мне понравилось, заслуга Гомера, а какая — режиссера и сценариста.