Опубликовано на сайте sqd.ru 1 марта 2004 года
Перо маркиза де Сада / Quills
Режиссер: Филип Кауфман /Philip Kaufman/.
Актеры: Кейт Уинслет /Kate Winslet/, Джеффри Раш /Geoffrey Rush/, Хоакин Феникс /Joaquin Phoenix/, Билли Уайтло /Billy Whitelaw/.
Год выхода: 2000
Думаю, у многих от уроков литературы в школе осталась такая формулировка: образ Поэта (Автора и т.п.) в творчестве того-то. И всегда образ этот получался возвышенный, романтический… А если спуститься на землю и посмотреть, например, в Шарантонский сумасшедший дом, где заточен знаменитый маркиз де Сад (в блестящем исполнении Джеффри Раша). Маркиз продолжает писать свои произведения (из-за которых и оказался за решеткой) и тайно отправляет их в мир с помощью прачки Мадлен (Кейт Уинслет). На свободе романы, которые заинтересованные издатели печатают в подпольных типографиях, пользуются огромной популярностью. В один прекрасный момент император это, наконец, замечает и решает «излечить» маркиза от его «болезни», для чего посылает в помощь аббату Коломье (Хоакин Феникс), смотрителю Шарантонской больницы, доктора Ройе-Коллара (Майкл Кейн).
Фильм поставлен по пьесе, так что документальности в нем мало. Это скорее взгляд на проблему Писателя, для которого то, что он пишет, составляет главное в жизни, без чего он не может существовать в буквальном смысле слова.
В Шарантоне жизнь течет спокойно и размеренно, царит относительная гармония и порядок. Аббат Коломье лечит своих пациентов с помощью искусства, помогая им через творчество давать выход тому, что сидит у них в сознании. Для маркиза такая терапия состоит в том, что он продолжает писать свои произведения. Но ему мало просто писать: его произведения должны жить, дойти до читателя. Зачем? Чтобы читатель увидел «самое плохое, что есть в природе человека». Для маркиза его книги – гротеск, в котором есть доля истины, ведь в каждом свои демоны и нужно не забывать об этом и «защищать душу от растления». Однако для многих книги маркиза – не более чем энциклопедия извращений, а сам автор – исчадие ада. Как, к примеру, для доктора Ройе-Коллара – воплощение лицемерия, который, впрочем, этого даже не замечает: «Мы просто приподняли зеркало, поднесли к нему, и он не узнал сам себя».
Прачка Мадлен напротив, восхищается маркизом, ведь для нее он Писатель. Она помогает ему, поддерживает его, читает его произведения, но в то же время очень четко понимает, что многое можно делать только в книгах и отвергает его домогательства. «Я представляю себя на месте каждой проститутки, каждого убийцы… Не будь этих ужасных женщин, быть может, я бы не была нормальным человеком в жизни», – говорит она. Доктор и Мадлен – два разных взгляда на маркиза и его творчество.
Совершенно особенный персонаж – это аббат. Он не читает произведения маркиза, потому что «это невозможно читать». Для него маркиз – друг, интересный собеседник, заблудшая душа, которую надо постараться спасти, и аббат старается мягко и аккуратно это сделать. Он всем своим существованием пытается опровергнуть то, о чем пишет маркиз. «Он наивен», – говорят о нем. Возможно, это так. Скорее, он старается в каждом видеть светлые стороны, относиться ко всем с любовью, но при этом отнюдь не глуп и не слабохарактерен.
Когда в больнице появляется доктор, ситуация резко меняется. Аббат становится орудием в руках доктора, который принуждает к крайним мерам, не стремясь ничего понять, ни в чем разобраться. Аббату же, в конце концов, пришлось столкнуться с маркизом, у которого отобрали возможность писать.
Для маркиза написание его произведений становится почти физической необходимостью. «Мои романы – как биение сердца» — говорит он. Когда у него отобрали эту возможность, он начал выплескивать все, что сидит у него в голове, на окружающих. Отлично зная слабое место аббата – любовь к Мадлен, – маркиз бьет по нему каждый раз, когда аббат пытается помешать ему писать. Одна из самых ярких сцен этой борьбы – когда аббат оставляет маркиза без одежды.
Аббат слишком поздно понимает, что ему пытался сказать маркиз, – только когда сам оказывается в его камере. Тогда же он находит и ответ на вопрос, зачем писал маркиз: «Только опустившись на самое дно человеческой души, мы сможем понять всю многогранность человека».