|
Царство небесное\Kingdom of Heaven (2005)Молодой кузнец Балиан (Орландо Блум) хоронит свою жену, покончившую собой из-за смерти новорожденного ребенка. Это событие, да ещё и то обстоятельство, что взаимоотношения с деревенскими жителями в принципе складываются не слишком благоприятно, не могли не привести Балиана к мысли, что Бог его оставил и рассчитывать на что-то светлое в этой жизни он не может. И в этот критический момент по дороге, возле которой стоит кузница Балиана, проезжают крестоносцы. Один из них оказывается не просто бароном Годфри де Ибелином (Лиам Нисон) но ещё и, ни много ни мало, отцом Балиана. Чтобы хоть как-то компенсировать невыполнение своего отцовского долга, он предлагает Балиану отправиться вместе в Иерусалим, тем более что на родине того ничто не держит. Кузнец толи от шока, толи от нежелания принимать милость от новоявленного отца отказывается, но в конце концов, обстоятельства вынуждают его отправиться в Святую Землю. Тем более, что священник из его родной деревни пообещал: если Балиан отправится в Иерусалим, то сможет искупить грех своей жены. После просмотра этого фильма я смогла сформулировать для себя одну такую вещь. Художественное и историческое кино — это вещи всё-таки разные. Достоверность и соответствие исторической правде — обязательные качестве для второго, а вот первое — на самом деле вполне может без них обойтись, всё зависит от того, какую задачу перед собой ставят создатели: если они стараются как можно достовернее передать быт, культуру повседневности и изображаемые события, то разговор один (так, кстати, снят всенародно любимый "Хозяин Морей", там создатели даже специальные канаты заказывали, потому что современные закручены как-то не так). Чаще всего происходит другое: исторические события используются как символ или как отправная точка для размышлений о вечных конфликтах и ценностях. В "Царстве небесном" такой символ — Иерусалим, воплощение царства Божьего на земле, такого, какое описывает апостол Павел в послании к Колоссянам, где "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол 3:11). Святыни трех религий стоят здесь одна на другой, и попытка поделить, кому что принадлежит, неминуемо окончится войной, поэтому лучше — стараться жить в более-менее мирном соседстве. Именно это место как нельзя лучше подходит для того, чтобы начать новую жизнь, и стать тем, кем ты можешь стать. Что и происходит с персонажем Орландо Блума: простой кузнец, благодаря счастливой случайности и личным качествам оказывается в гуще событий и в итоге - вершит судьбы многих людей. История, конечно, вряд ли осуществимая в действительности: то, как Балиан быстро становится благовоспитанным и образованным рыцарем (как он организовал оборону Иерусалима, а?) — чистейшая условность, но образ получился такой, какой надо. Равенство и сходство всех, кто пытается во что бы то ни стало завладеть Иерусалимом подчеркивается ещё и тем, как показаны и рыцари и их противники-мусульмане. В совместных битвах невозможно не заметить, как похожи войска и тех и других: те же копья, знамена, блестящие доспехи, разница только в цветах тканей и символах на флагах, и те и другие, отправляясь в битву говорят: "С нами Бог", и те и другие молятся, щадят достойных противников, и среди тех и среди других есть те, которые считают, что на Святой земле должен остаться кто-то один.
Ещё один яркий мотив фильма — противопоставление церкви как организации и истинной веры. Авторы расставляют акценты таким образом, что сразу становится ясно: одно не всегда присутствует вместе с другим. Мы видим двух героев: персонажа Дэвида Тьюлиса, который является кем-то вроде личного священника Годфри Ибелина и при этом принимает вполне активное участие в битвах. Он отправляется в заведомо безнадежное, самоубийственное сражение с сарацинами потому что его долг — быть рядом с паствой. И тут же — епископ иерусалимский, который, увидя армию Саладина под стенами Иерусалима начинает прикидывать все возможные варианты спасения от бегства до принятия ислама с последующим покаянием. Разница между формой и содержанием очевидна, так же как и в случае с рыцарями, среди которых есть те, кто без крайней необходимости стараются не применять оружие, и те, кто ради достижения цели не гнушаются убийством женщин. Весь фильм — это скорее мечта о лучшем обществе, чем подлинная история крестовых походов. Мечта едва ли осуществимая. И именно на грустной ноте заканчивается этот зрелищный фильм: "И по сей день война в Царстве Небесном не прекращается".
|
|