Материал был подготовлен специально для сайта МОО "Наследие" и опубликован 4 августа 2009 года. URL: http://naslediye.ru/menus.php?act=a&idl=28&idr=32
Якопо де Барбари
"Натюрморт с куропаткой, железными рукавицами и болтом"
Этот натюрморт написан в 1504 году и считается первым полотном этого жанра в Европе. Он написан итальянским художником Якопо де Барбари (ок. 1450-ок. 1515) во время своей поездки по Германии и Фландрии - маршрут в то время не самый обычный. Именно из искусства северного возрождения художник вынес такое скрупулезное изображение натуры, которое было ещё не очень привычно для мастеров итальянских мастеров. Этот натюрморт относится к виду trompe l’œil ("троп лёй" — дословно — "обман глаз") – «натюрморт-обманка», который должен был создать у зрителя иллюзию подлинности изображенных предметов. Такие натюрморты могли имитировать листки бумаги или фрукты, «закрепленные» на холсте, разбитое стекло, «покрывающее» изображение, случайные капли воды, «попавшие» на линии рисунка. Позже в таком духе могли, например, оформлять мебель: расписывали обычный секретер с гладкими стенками так, что казалось, будто он весь увешан всякими пустяками вроде лент и розеток и набит доверху самыми разными вещами.
«Сюжет» натюрморта Якопо де Барбари вполне традиционен: на нем изображена стена, к которой подвешена композиция из куропатки, стальных рукавиц и болта, а ниже закреплен листок с именем художника и его меткой - кадуцеем. Набор не случаен: арбалет, сведения об активном использовании которого в Европе появляются в первой половине X века, применялся не только на поле боя, но и на охоте. Его продолжали использовать даже после того, как стало активно использоваться ручное огнестрельное оружие. Достоинства арбалета очевидны: от него не бывает шума и дыма, которые могут распугать дичь.
Болты – стрелы для арбалета – были сравнительно короткими. В зависимости от того, на какую дичь шла охота, применялись разные типы наконечников – от острых или напоминающих гарпун, до затупленных, предназначенных для того, чтобы оглушить дичь и не сильно повреждать ее (качество особенно актуальное при охоте на пушных зверей). Оперение для болтов делали нечасто, но тот, который изображен на картине – с оперением, причем оно не обычное, а винтовое. Оно выполняло ту же роль, что и нарезы в стволе огнестрельного оружия: они заставляли снаряд вращаться, что повышало точность выстрела.
Железные рукавицы появились приблизительно в начале XIV века, одновременно со стальными перчатками. Для меча, который приходилось держать зажатым в кулаке, необходимости в разделении всех пяти пальцев не было, поэтому она была по-своему удобной. Некоторые рукавицы даже снабжались особым фиксатором, который удерживал рукавицу в сомкнутом состоянии – замок закрывался после того, как человек брал в руку меч. Делалось это для того, чтобы человека, носящего подобную рукавицу, было сложнее обезоружить. Из общей охотничьей темы натюрморта (дичь, снаряд которым она могла быть убита) этот сугубо военный атрибут несколько выбивается. Возможно, он был нужен для того, чтобы противопоставить бархатистости птичьего оперения блеску отполированной стали.
Этот натюрморт стал одной из трех самых известных живописных работ мастера, который больше прославился как гравер. Считается, что он был по заказу герцога саксонского и украшать охотничий домик или зал соответствующей тематики. Жанр trompe l’œil в век фотографии и компьютерной графики, казалось бы, должен исчезнуть. Современного человека картины подобного рода вряд ли могут обмануть, хотя и заставляют отдать должное наблюдательности и мастерству художника в передаче мельчайших деталей. Поклонники у этого жанра есть и в наши дни, и трудятся они на тротуарах, создавая на них картины, которые поражают воображение.