Текст впервые опубликован в моём личном блоге 2 августа 2010 года.
URL: http://mary-eglantine.livejournal.com/158275.html
Оружие на картинах Ганса Гольбейна младшего
Он родился в Аугсбурге (Германия) в 1497 или, по другим данным, в 1498 году, в семье, богатой художниками: рисовал его дядя, брат и отец, Ганс Гольбейн Старший, прославившийся картинами на религиозные сюжеты, который и стал его первым учителем.
Пройдя обучение в мастерской отца, семнадцатилетний Гольбейн отправляется в швейцарский город Базель, один из крупнейших центров науки и искусства того времени. Работает там некоторое время, а затем отправляется в Италию, чтобы познакомиться с работами мастеров Высокого возрождения, в первую очередь — Леонардо и Рафаэля, отдельные приемы он использует в своих ранних женских портретах — "Лаис Коринфской" (1526) и "Венере с Амуром" (1524-25).
По возвращении в Базель в 1519 году Ханс — признанный мастер, он вступил в базельскую гильдию художников и, после преждевременной кончины брата унаследовал его мастерскую. В отличие от отца, мастером религиозных сюжетов Гольбейн не стал. Сложно сказать, что сыграло большую роль: его личные склонности или Реформация, прокатившаяся по всему Северу Европы и сильно повлиявшая на отношение к искусству и на количество заказов. Некому было заказать роспись потолка капеллы или изображение Богоматери с младенцем, поэтому художникам приходилось ориентироваться на потребности других заказчиков. Других заказчиков интересовало главным образом украшение домов, создание красивых вывесок, витражей и увековечивание собственного облика. Именно этим и приходилось заниматься Гольбейну в первую очередь. Однако он создает и работы другого рода: в 1524-26 году он создает цикл гравюр «Пляска смерти» (изданы они были позже, в 1538 г.), а в 1521 году — картину «Мертвый Христос» (Базель, Публичное художественное собрание), ту самую, которая спустя годы так сильно смущала Ф. М. Достоевского.
Во время своей работы в Базеле Гольбейн тесно общается с известным философом и ученым Эразмом Роттердамским, иллюстрирует его книгу "Похвала глупости", пишет несколько портретов своего покровителя. Тем не менее, Базель ему пришлось покинуть: заказчиков не хватало и он решил попытать счастья в другой стране. По рекомендации Эразма осенью 1526 года Гольбейн отправляется в Англию к Томасу Мору. У него он проводит чуть больше года и за это время успевает написать портреты самого Томаса Мора (1527, Коллекция Фрика, Нью-Йорк), его семьи (1526-27, Коллекция Королевы, Виндзор) и его окружения — архиепископа Кентерберийского Уильяма Уорхэма (1527, Лувр), астронома Никласа Кратцера (1528, Лувр), Джона и Томаса Годсэлви (1528, Картинная галерея, Дрезден).
По возвращении в Базель он заканчивает некоторые начатые раньше работы, выполняет несколько новых заказов, но дела по-прежнему идут не очень хорошо, поэтому вскоре он опять уезжает в Лондон, на этот раз насовсем. К этому времени его прежний покровитель — Томас Мор — оказывается в опале и Гольбейну приходится искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. Он украшает росписями их резиденцию «Стальной двор» (не сохранились) и пишет многочисленные портреты («Портрет Г. Гисце»).
Слава Гольбейна как великолепного портретиста быстро растет, и вскоре появляются заказы от высокопоставленных особ и даже придворных: он пишет портреты французских послов при английском дворе: Жана Дитевилля, Жоржа де Сельве (их парный портрет написан в 1533, Национальная галерея, Лондон) и Шарля де Солье, герцога Моретт (1534-35).
Слева: Шарль де Солье, герцог Моретт (1534-35, Дрезденская картинная галерея)
Справа: Жан Дитевилль (фрагмент картины «Посланники», 1533, Национальная галерея, Лондон)
Эскиз оформления гарды для “ballock-dagger” и верхней части ножен
(1536-38, Британский музей, Лондон)
Ещё один вид оружия, фигурирующий в работах Гольбейна — это кинжал, который часто называют по фамилии живописца, несмотря на то что он всего лишь придумал вариант оформления ножен для него. Также он фигурирует под названиями "баселард" (Baselard, "базельский") Форма этого кинжала считается характерной для Швейцарии (где художник жил и работал долгое время): ромбовидного сечения клинок, деревянная или костяная рукоять также ромбовидного сечения, с расширенной центральной частью и, самое главное: полукруглое навершие и крестовина, обращенные вогнутыми сторонами друг к другу. Такие кинжалы назывались «hauswehre», «домашние, для дома» и могли быть самой разной длины и применялись не только для решения боевых задач, но и для хозяйственных нужд. Ножны для них могли изготавливаться различным способом, но Гольбейн, по всей видимости, рисовал эскиз прорезного металлического корпуса, внутри которого располагались собственно ножны — деревянные, возможно обтянутые кожей или тканью. Сюжет для оформления — отголосок давней работы, цикла гравюр «Пляски смерти».
Сферический баселард в вакууме
Плодотворное сотрудничество Гольбейна с королевским двором закончилось из-за случайности. Ему было поручено написать портрет Анны Клевской, которая должна была стать очередной супругой Генриха VIII. Гольбейн отправляется к ней на родину и возвращается оттуда с портретом: точеные черты лица, красивые глаза — просто куколка. Король, естественно, сразу же одобрил невесту, заключил брачный договор и стал дожидаться. Когда невеста прибыла, короля постигло жестокое разочарование. Он сразу же подал на развод. Этот эпизод ощутимо ударил по престижу Гольбейна и больше важных заказов ему не поручали.
В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, Гольбейн умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Частичную подборка работ Гольбейна можно посмотреть здесь