mary.eglantine@gmail.com |
|
О ритуале посвящения в рыцари
Есть один момент в «Царстве небесном», который мне очень нравится, и о котором хотелось бы поговорить чуть подробнее — это посвящение Балиана в рыцари. Напоминаю, как это выглядело: в отгороженное белым занавесом занавесом помещение приводят Балиана, одетого в белую рубашку. Его ждет Годфри Ибелин, священник-госпитальер, и ещё несколько рыцарей в полном облачении и в белых одеждах. Посвящение очень просто: барон велит Балиану встать на колени и произносит клятву: Be without fear in the face of your enemies. Be brave and upright that God may love thee. Speak the truth always, even if it leads to your death. Safeguard the helpless and do no wrong. That is your oath. «Будь бесстрашен перед лицом врага. Будь храбр и честен и Бог полюбит тебя. Говори правду всегда, даже если это приведет тебя к смерти. Защищай беспомощных и не твори зла. Это твоя клятва». Затем Годфри Ибелин дает Балиану пощечину: «Чтобы помнил свою клятву». Зрители, естественно, пытаются понять, что это такое сейчас было.
Этот удар — один из многочисленных вариантов жеста, распространенного в основном в континентальной части Европы, который называется colée. Он происходит от французского слова «col» — «шея», и изначально представлял собой удар кулаком или ладонью в основание шеи. В фильме мы видели пощечину, а впоследствии в более поздних вариантах этот жест трансформировался в легкое касание мечом или рукой плеча посвящаемого. Значение этого удара трактуется по-разному. Ещё давным-давно я слышала, что это был единственный раз в жизни, когда рыцарь должен был стерпеть такое по отношению к себе. Среди других трактовок есть прагматичная: удар — это испытание силой, проверка рыцаря на чисто физическую профпригодность. Есть и мистическое видение: удар в основание шеи — это символическое убийство, после которого посвящаемый возрождался к новой жизни. Либо (и в таком качестве он сохранился в более позднее время) этот жест был своеобразным рукоположением, через которое новому рыцарю передавалось новое звание и, в какой-то степени благородство того, кто его посвящает (с этим в некоторой степени связано стремление принять посвящение от человека более высокого ранга). Тот смысл жеста colée, который мы видим в фильме, также рассматривается как вполне имеющий право на существование. Филипп дю Пюи де Кленшан сравнивает colée со старым обычаем землемеров: определяя границы владений, они брали с собой мальчика, который им помогал. После работы ребенок получал плату и — очень сильную оплеуху, чтобы навсегда запомнить границы родных земель. Сам ритуал, показанный в фильме, представляет собой некий усредненный вариант между ранними обрядами вручения оружия и поздним посвящением в рыцари, которое по сложности и насыщенности символикой стало больше походить на Таинство церкви. Изначально вручение оружия не имело никакой особой этической подоплеки. У варварских народов этот обряд просто символизировал «совершеннолетие» юноши либо вступление в новую дружину. В период раннего средневековья в Европе вручение оружия обозначало официальное принятие на себя определенного круга обязательств: военного, защитника, судьи. Последние два, как правило, принимал на себя монарх во время коронования: среди вручаемых ему регалий был и меч, который символизировал всю полноту военной власти и право осуществлять суд и карать виновных. Принятие новых обязательств не имело никакого сакрального характера и само понятие «посвящение в рыцари» ещё не существовало. В более поздний период существования рыцарства картина меняется: ритуал посвящения усложняется, насыщается христианской символикой: всё вплоть до цвета одежды, в которую облачали посвящаемого. Посвящение в рыцари становится ещё одним таинством, наряду с крещением, причастием и др. И рыцарь уже становился не просто рыцарем, а воином Христа, и все больше и больше по своей миссии сближается с монахом. В церемонии посвящения из фильма лаконичность и простота обычного вручения оружия дополнена тем небольшим, но очень важными набором деталей, которые делают его не просто формальной процедурой вступления в должность, а посвящением. Новая чистая одежда, простая клятва, которая, тем не менее, перечисляет самые главные принципы рыцарства. Церковь присутствует здесь не в символике обрядов, а в самой клятве — Балиан обязуется выполнять, по большому счету, заповеди церкви, который вменяются в обязанность каждому христианину, с той лишь разницей, что высокое рыцарское звание повышает ответственность за следование этим принципам. Баланс светского и духовного, на мой взгляд, здесь соблюден очень хорошо. Сложные церемонии не для воина, в отряде которого даже священник носит и весьма искусно применяет оружие — все слова и жесты просты, оставлено самое главное: воинская храбрость, оружие и Бог, заповедям которого воин обязан следовать, коль скоро он получает право отбирать чужие жизни.
Ну и отцовское благословение, конечно :-) Июль 2009
|
|
(С) Мария Андреевна Гаврилина, 2004-2011. |